Линия поведения и манеры Пророка Мухаммада относительно иноверцев.

Posted On Eylül 26, 2007

Filed under Uncategorized

Comments Dropped leave a response

Линия поведения и манеры Пророка Мухаммада относительно иноверцев.

Религиозные традиции Хиджаза.

Полуостров Хиджаз с севера на юг, с востока на запад, на протяжении всей истории был окружен различными формами культуры и религиозными традициями. На севере, местность от Палестины-Иордании до Мессопотамии называлась “золотой луной” вмещала различные традиции – от культуры идолопоклонников до монотеистических направлений. В этой местности существовали ассиро-вавилонский паганизм, основанный на поклонении звездам и небесным планетам; идолопоклоническая культура греков; огнепоклонство, иудаизм, христианство и манихейство. Наряду с этими имели место и скрытые религии, которые в свой вере и религиозных обрядах придавали место эзотеризму и скрытности. Также, данная местность послужила домом для ниспослания Аллахом многих пророков, которые утверждали о наличии единого Аллаха и призывали к вере тавхида (единобожие). Такие пророки как Ибрахим, Закариййа и Иса утверждали о единстве Аллаха и его всевышней силе, призывали никого не сравнивать с Ним и поклоняться только Аллаху, боролись против насилия, поклонения многим богам, безнравственности, идолопоклонства, размножения смуты. Подобное положение было налицо и на северо-западе Хиджаза в Египте, на западе в Абиссинии, на юге в Йемене и на востоке в прибрежных районах Индийского океана. Во всех этих местах на протяжении всей истории с точки зрения человечества существовало множество важных культурных и религиозных традиций.

Хиджаз находился прямо посередине этих районов и был под постоянным влиянием окружавших его различных политических и религиозных традиций. В числе важных традиций можно перечислить на севере Византию представлявшую собой христианство, на северовостоке Сасанидов, которые предпочитали язычество. К ним следует добавить и наличие отдельных груп иудеев в различных районах местности; на севере Хиджаза Набатейское царство, культурные и религиозныи традиции которых имели немалое влияние на арабов Хиджаза.

Во время Пророка население округа Хиджаз состояло из идолопоклонников арабов, которые имели систему многобожья. Жившие там евреи и христиане называли их словом “умми”, которое означало отсутствие у них Книги. Идолопоклонники арабы называли евреев и христиан словом “ахл аль-китаб”. Это имя имело близкую связь с целью евреев указать свое отличие от многобожников-арабов и показать, что у них имеется традиция вахйа. Евреи в основном жили в Медине и Хейбаре. Христиане обосновались в Мекке и на юге и севере Хиджаза. Помимо них, как указано в источниках последующего периода, находились и ханифы (монотеисты). Эти люди привлекают внимание тем, что не имели традиционного арабского многобожья. Известно, что до пророчества Пророк Мухаммад имел связь с ними, но вместе с этим уверждать, что между ними были близкие отношения будет неправильно. Очень любопытно, что по причине различии вер арабы-многобожники не очень таки выражали оппозицию против ханифов. Скорее всего важной причиной этого является небольшое количество этих людей в Мекки, их наличие не выражало угрозу социальному и политическому строению города.

Основные принципы Пророка в отношениях с иноверцами:

a)нравственность

Одним из основных особенностей в манерах и поведении Пророка относительно немусульман Мекки и Медины является недопускание никогда и никаких уступок относительно высших нравственных особенностей в деле человеческих отношений. Как указано и в Коране, Пророк всегда был “самая высшая нравственность” и показал людям самый лучший пример этого. Один из главных имиджей в глазах верующих и неверующих, всех людей, это “надежный Мухаммад” (Мухаммад аль-Амин). Самые яростные противники Пророка среди немусульман обвиняли его опровержении традиционных учений, в разрушении привычных традиционных понятий веры и общества, в измене религии предков, но никогда не обвиняли его во лжи, ненадежности его слов и манер. В первые годы пророчества Пророк решил взойти на гору Сафа и обратившись ко всем жителям Мекки с призвом в Ислам сказал: “О курайшиты! Если я вам скажу что за этой горой находится отряд врагов вы поверите? – ‘Да, мы никогда не были свидетялями твоей лжи” последовал ответ, вслед за которым он продолжил речь словами: “В таком случае хочу известить что, вы будете обречены на большие мучения… Аллах повелел мне предупредить самых близких родственников. Пока не произнесете ‘нет бога кроме Аллаха’ я не смогу помочь вам ни в этом мире, ни в загробном…” (Балазури, I., 120). Наряду с качеством надежного человека защита справедливости, место в ряду возле слабых и бессильных, уделение важное значение родственным отношениям, постоянное подчеркивание родительского права и похожие качества являются историческим показателем отдельного места, которое он имел в обществе. Пророк постоянно напоминал мусульманам о соблюдении приличных манер и правил поведения при отношениях с немусульманами. Например отправляя Муаза наместником в Йемен наставлял словами “всегда остерегайся заслужить проклятие обиженного, потому что между его проклятием и Аллахом нет занавески” (Бухари, Закат 41, 63, Магази 60).

б)терпение

Пророк Мухаммад при оповещении Ислама немусульманам имел нескончаемое терпение. Ему не надоедало заново и заново беседовать с людьми, объяснять им основное предназначение веры – тавхид. Он имел искренние отношения, далекие от пустых полемик и дискуссий. Опять таки, как указано Кораном, всегда хорошо относился к людям, не произносил оскорбительных слов, избегал агрессивных и грубых манер. Так, с целью призыва в Ислам посещая некоторые общества усмирял свой гнев против их грубых манер и только просил Аллаха о милости для них. Например под нарастанием притеснения в Мекке, в поисках более свободного окружения для оповещения призыва в Ислам, вместе с Зайд б. Харисом отправился на земли Таифа. Почетные граждане Таифа очень грубо отнеслись к нему и приказав городским слугам обкидать камнями Пророка и Зайд б. Хариса способствовали изгнанию их из города. Этот случай был довольно таки горьким опытом в его жизни и Пророк усердно молил Аллаха о придании милости жителям Таифа. Вначале деятельности оповещения были различные протесты и притеснения, но в результате его оповещательного, прощающего и заботливого поведения, люди, к которым он обращался стали слушать, обдумывать и положительно откликаться на его призыв.

в)созидательство

Пророк оповещая людей о вере Ислама никогда никого никого не принуждал. Действуя в рамках принципа “не разрешил в религии Он принужденья” (аль-Бакара, 2/256) никогда не принуждал людей подчиниться его призыву, никогда не прибегал к грубой силе. Не поощрял сторонников насилия в деле принятия религии, всегда закрывал перед ними дверь.

Пророк всегда был созидательным в отношениях с людьми, для него не имело значения верующие они или нет. Особенно в период Медины, он наладил хорошие отношения с идолопоклонниками из арабов и евреями, которые проживали бок о бок с мусульманами и при этом не проявляли враждебности к прововерным, не изменяли двусторонним соглашениям. Пророк не видел ничего зазорного в перенятии и использовании их положительных качеств. В начальном этапе периода Медины, подписанное между различными группами Медины известное соглашение, под названием Документ Медины, в рамках которого все жителям города, мусульманам и немусульманам предоставлялось право совместного проживания с условием сохранения мирных и добрососедских отношений. Создав общество из представителей различных групп с общей для всех ответственностью и при соблюдении условий соглашения это положение сохраняло свою значимость. Мусульмане принимали помощь даже от пленников идолопоклонников арабов. Например, они воспользовались услугами некоторых из пленников-идолопоклонников Бадрской войны, которые умели читать и писать. Эти пленники обучив определенное число мусульман чтению и письму получили право на свободу.

г) уважение к основным правам и свободе

Обращаясь к людям Пророк помимо признаков их веры, образа жизни и взглядов, в первую очередь уделял важное значение качеству явления человеком. Вернее он исходил из принципа, что они тоже такие же люди как и остальные и имеют такую же душу как и другие. В этом смысле Пророк не делал никах различий, не смотрел мусульманин или нет. Например, однажды в Медине находясь в кругу мусульман Пророк, увидев проходящую перед ними похоронную процессию сразу поднялся на ноги. Вслед за этим бывшие рядом с ним сказали: “О Пророк, этот покойник не является мусульманином”, на что Пророк ответил словами “он тоже имел душу?” – и выделил основное общее качество между людьми – все мы люди.

Взял под гарантию права на жизнь, имущество, честь и религию немусульман живших вместе с мусульманами и придавал большое значение этому. На самом деле это, основные ценности которые должны находиться под защитой религии и бесспорно Ислам придает данному положению очень важное значение. По Исламу основные святые сферы человека состоят из: право на жизнь соответствует защите жизни, свобода веросповедования соответствует защите религии, свобода мысли означает защиту ума и мысли, свобода приобретения имущества и состояния означает защиту имущества, право на создании семьи и ребенка соответсвует охране человеческого рода.

Эти правами обладают не только мусульмане, но и все люди, до единого. Вот так вот и Пророк заботился о защите основных прав человека, не делая никах отличий между мусульманами и представителями других религий. Относительно взаимоотношений между мусульманами и немусульманами (зимми), с которыми было заключено двустороннее соглашение о совместном проживании, Пророк словами “если кто подвергает мучениям зымми, значит он мучает Посланника Аллаха. Доставляющий мучение Посланнику Аллаха мучает и Самого Аллаха” указывает какими должны быть манеры и поступки против немусульман.

д) призыв к правде и истине

Самой важной среди обязанностей Пророка является оповещение людей о Писании Аллаха, предупреждение людей и призыв их к правде и истине. В этой связи он был для всех предупредителем и увещевателем. Время от времени были те, кто спорил с ним, дисскусировал и даже боролся с ним. Но он всегда сумел сохранить свои принципы, т.е. в данном случае терпение, непоколебимость, устойчивость и твердость. Как видно на примере христиан Наджрана некоторые группы из немусульман пришли к Пророку с целью дисскутирования и тестирования его пророчества. Он целыми днями дисскутировал с ними и объяснял Ислам. В ответ на их грубые выпадки и угрозы Пророк не прибегнул к насилию, а терпеливо отвечал им в рамках соблюдения правды и истины. Например во время встречи с ними, как указано и в Коране (Али Имран, 3/61) он пригласил их к взаимному проклятию. Вместе с этим, на просьбу гостей-немусульман о выделении места для совершения религиозных обрядов, Пророк не раздумывая выделил для этой цели одно из самых священных мест Ислама, Масджид ан-Наби.

Пророк никогда не отворачивался от желающих беседовать, обсуждать и даже спорить с ним, что послужило для многих людей причиной принятия Ислама. По одному преданию: один еврей своему другу тоже еврею сказал – “давай навестим этого пророка”; затем два друга пришли к Пророку и спросили о точных общих девяти айатов для мусульман и евреев. После достоверного ответа Пророка они упали ниц перед ним и поцеловав его ноги и руки приняли Ислам. (Тирмизи, Исти’зан 33).

е) справедливое управление

Пророк всегда был среди людей лидером – являлся нейтральным судьей, поступал по справедливости и был сторонником достижения обоюдного решения для всех сторон. Его судейство предпочитали не только мусульмане, но и немусульмане. В результате этого, в период Медины немусульмане при рассмотрении проблем между собой и между мусульманами и немусульманами время от времени прибегали к его судейству. При возникновении правовых проблем между евреями Пророк выносил решение по нормам еврейского права. Это качество справедливости и его надежный характер были известны среди людей еще до пророчества. Одним из подтверждений этому можно привести пример его судейства между курайшитами в Мекке при решении проблемы кому поручить возложение Хаджар аль-Асвада в Каабе. Благодаря его уму и справедливости был предотвращен довольно опасный кризис.

Пророк в повседневной жизни не прерывал социально-экономических отношений с немусульманами; время от времени брал и давал им в долг. Очень любопытно предание о том, что при его смерти кольчуга находилась в залоге у одного немусульманина. По словам Аишы, Пророк незадолго до смерти взяв у одного еврея тридцать мер овса (1 мера = 6.42 кг) оставил в залог свою кольчугу (Бухари, Джихад 89, Магази 86; Муслим, Мусакат 124-126). В целях налаживания и поддержки хороших отношений с немусульманами Пророк посещал места приглашения и выслушивал их речи. И даже, однажды, не отвергнув приглашения на трапезу подвергся попытке покушения на свою жизнь, которою совершил хозяин дома, еврей.

ж) сохранение культурных различий

Пророк, при совместном проживании наряду с соблюдением основных прав и норм немусульман старался сохранить культурные и традиционные различия. Советовал мусульманам соблюдать отличие от немусульман в стиле одежды, форме усов и бороды, обычаев и традиций и т.д. Зачастую предупреждал последователей относительно этого признака, например “евреи и христиане вообще не красят волосы. Вы как они не поступайте.” (Бухари, Анбийа 50, Либас, 67). Также он, причиной отклонения предложения о призыве к намазу посредством звонов труб и колоколов, назвал схожесть и сравнение с евреями и христианами.

В отношениях с немусульманами Пророк никогда не ставил всех в одно звено, привлекал внимание к наличию различия между людьми. Любопытен факт произношения слов: “… это и вправду страна добра и справедливости. Оставайтесь там до тех пор, пока Аллах не избавит вас от стеснительного положения, в котором вы находитесь” при отправке группы мусульман в Абиссинию, которые устали от притеснений идолопоклонников Мекки. С другой стороны известны случаи, когда немусульмане, идолопоклонники и ахл аль-китаб время от времени проявляли политику насилия, ненависти и вражества к Пророку и его последователям.

Поведение и манеры немусульман, особенно представителей ахл аль-китаба евреев и христиан, относительно последователей Ислама четко описано в Коране. Айаты о поведении и манерах Пророка и мусульман по отношению к немусульманам были ниспосланы в Мекке (например – аль-Анкабут, 29/46-47). В айатах советовалось быть вежливыми к ахл аль-китабу и при диалоге указывать на общие точки. Ниспосланному Пророку Писанию (вахй) вместе с частью арабских политеистов верила и часть ахл аль-китаба. В некоторых выражениях по данному периоду (аль-Нахль, 16/43; аль-Анбийа, 21/7), при наличии сомнений об определении кому (мужчины) до него был послан вахй пусть обратится за помощью к ахл аль-китабу (Ахл-и Зикр). Учитывая все эти выражения периода Мекки становится ясно, что тогда налицо было сильная надежда о признании ахл аль-китабом Писания, ниспосланного Пророку.

Эта надежда, появившаяся в период Мекки не потеряла свою силу в течении определенного времени после хиджры мусульман в Медину. Наконец, первым делом Пророка после хиджры в Медину было установление официальной гарантии взаимного уважения жизни и веры среди всего населения города. Все это, наряду с евреями и согласованных с ними племен, отразилось в соглашении под названием Документ Медины. 16-ый пункт данного соглашения определяет гарантию евреям, которые по собственной воле признают покровительство мусульман “не подвергаться притеснениям и не помогать врагам”. 18, 24, 37 и 45-ые пункты соглашения связаны с общей охраной и затратами сторон; 23, 36 и 42-ые пункты указывают о том, что ответственным за содержание соглашения является Пророк и при решении всяких спорных вопросов стороны обязаны обращаться только к нему. Только вот, данное соглашение в короткий срок было рассторгнуто пленами евреев, которые в свое время собственноручно и добровольно подписали данное соглашение.

Ярые оппозиционеры мусульман в Мекке арабы- политеисты проявили себя и в Медине, притянув на свою сторону евреев ахл аль-китаба. Таким образом множество евреев не признали вахй Пророка и сотрудничая с арабами-политеистами занимались подготовкой планов против мусульман.

Коран с самого начала подчеркивал, что в результате преувелечений и ревности представители ахл аль-китаба будут расходиться во мнениях относительно истины и из-за этого впадут в разногласия (аль-Бакара, 2/213; Али Имран, 3/19). Также в Коране говорится, что Пророк Мухаммад с целью пояснить людям истину пришел к ним, указал о прибытии ясной и открытой книги и пригласил их подчиниться Писанию Аллаха (Али Имран, 3/23; аль-Маида 5/15, 18). Приглашение принять ахл аль-китаб как общую доктрину выражено в айате: “…не поклоняться никому кроме Аллаха, других божеств к Нему не измышлять, и средь себя не воздвигать других владык, помимо Бога” (Али Имран, 3/64). Только вот , ахл аль-китаб отрицательно ответит на этот призыв, имея в основе ревность и ненависть, выступит против Ислама и будет стараться повлиять на мусульман (аль-Бакара, 2/105, 109; аль-Маида, 5/59). В Коране говорится, что они на самом деле знали о послании Аллахом Корана (аль-Анаам, 6/114) и признали его как призкнают сыновей (аль-Анаам, 6/20) но, несмотря на это они скрыли даже тот факт, что знают правду (аль-Бакара, 2/146). Не довольствуясь этим, евреи и христиане утверждали что они являются “сыновьями и любимы Аллахом” (аль-Маида 5/18), что только они попадут в рай (аль-Бакара, 2/111), чтоб достигнуть истины надо быть или евреем или христианом (аль-Бакара, 2/135). И даже они продолжили между собой очень древнюю дисскусию – евреи утверждали что христиане не имеют никакой основы, а христиане утверждали обратное (аль-Бакара, 2/113). Другим спорным вопросом было утверждение каждой из сторон о принадлежности Ибрахима их роду (Али Имран, 3/65-66).Против этих убеждений в Коране говорится что, если они не последуют Торе, Евангелию и ниспосланному Аллахом Корану, то не будут иметь никакой основы (аль-Маида, 5/68).

Некоторые из немусульман при каждом удобном случае распространяли аргументы против Пророка и мусульман, и даже занимаясь игрой слов воткрытую оскорбляли их. Например при встречи с мусульманами мямля во рту слова вместо слова “салам алейкум” (привет и спокойствие вам) произносили “сам алейкум” (огонь и мучения вам) (Бухари, Салам 7, Исти’зан 22, Муртаддин 4).

Возникновение временных стычек между мусульманами и немусульманами вполне естественное явление. Даже во время перехода этих стычек в сражение, всегда требовалось уделять внимание защите безвинных; старались уберечь от опасности не участвующих в войне людей, стариков, женщин, детей, дома жителей и святые места.

Bir Cevap Yazın

Aşağıya bilgilerinizi girin veya oturum açmak için bir simgeye tıklayın:

WordPress.com Logosu

WordPress.com hesabınızı kullanarak yorum yapıyorsunuz. Log Out / Değiştir )

Twitter resmi

Twitter hesabınızı kullanarak yorum yapıyorsunuz. Log Out / Değiştir )

Facebook fotoğrafı

Facebook hesabınızı kullanarak yorum yapıyorsunuz. Log Out / Değiştir )

Google+ fotoğrafı

Google+ hesabınızı kullanarak yorum yapıyorsunuz. Log Out / Değiştir )

Connecting to %s